ссылка на электронный документ "Основная образовательная программа основного общего образования": https://disk.yandex.ru/i/2KhdhUCuL16n3w

 

Содержание

1.Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования

          1.1. Пояснительная  записка

             1.1.1.Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования    

             1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования    

          1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 

             1.2.1. Общие положения   

             1.2.2. Структура планируемых результатов      

             1.2.3. Личностные результаты освоения ООП

             1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП

             1.2.5. Предметные результаты

                      1.2.5.1. Русский язык.

                      1.2.5.2. Литература.

                      1.2.5.3.Родной  язык.

                      1.2.5.4. Родная литература   

                      1.2.5.5. Иностранный язык (на примере английского языка)                

                      1.2.5.6. История России. Всеобщая история         

 1.2.5.7. Обществознание     

 1.2.5.8. География     

 1.2.5.9. Математика  

 1.2.5.10. Информатика         

 1.2.5.11. Физика        

 1.2.5.12. Биология    

 1.2.5.13. Химия         

 1.2.5.14. Изобразительное искусство        

 1.2.5.15. Музыка       

 1.2.5.16.Технология  

 1.2.5.17. Физическая культура        

 1.2.5.18. Основы безопасности жизнедеятельности

 1.2.5.19. Основы духовно-нравственной  культуры народов России  

          1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.3.1. Общие положения

1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных, предметных результатов

1.3.2.1. Особенности оценки личностных результатов

1.3.2.2. Особенности оценки метапредметных результатов

1.3.2.3. Особенности оценки предметных результатов

1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур        

2.Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования  

          2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности                

          2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности                                   

             2.2.1 Общие положения    

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования                                     

2.2.2.1. Русский язык.         

2.2.2.2. Литература.

2.2.2.3. Родной  язык                      

2.2.2.4. Родная литература 

2.2.2.5. Иностранный язык            

2.2.2.6. История России. Всеобщая история       

2.2.2.7. Обществознание    

2.2.2.8. География   

2.2.2.9. Математика

2.2.2.10. Информатика       

2.2.2.11. Физика      

2.2.2.12. Биология   

2.2.2.13. Химия       

2.2.2.14. Изобразительное искусство       

2.2.2.15. Музыка      

2.2.2.16. Технология           

2.2.2.17. Физическая культура      

2.2.2.18. Основы безопасности жизнедеятельности

2.2.2.19. Основы духовно-нравственной  культуры народов России 

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся       

2.4. Программа коррекционной работы    

2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы       

3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования  

3.1. Учебный план основного общего образования         

3.1.1. Календарный учебный график    

3.1.2. План внеурочной деятельности

3.2.Система условий реализации основной образовательной  программы     

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования       

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 

3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной  программы основного общего образования       

3.2.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

3.2.5.Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 

3.2.6.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий      

3.2.7.Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий

                                            

 

4

4

4

 

5

 

8

 

8

10

11

13

15

15

21

23

29

32

38

42

47

49

53

54

58

60

61

64

66

70

71

 

72

74

 

74

76

79

81

84

 

84

 

 

 

117

 

117

118

 

118

122

137

141

161

164

174

188

193

198

204

207

210

215

221

222

224

225

261

274

275

 

275

279

280

283

284

 

299

 

315

 

317

 

321

 

341

343

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа МКОУ «Уланэргинская СОШ» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Уланэргинская СОШ» разработана на основании следующих нормативных  правовых документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26.11.1010 №1241)
  • Примерной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным УМО, протокол 1/15 от 15.04.2015)
  • Устава МКОУ «Уланэргинская СОШ»

1.1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • достижениевыпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования  МКОУ «Уланэргинская СОШ» предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  • взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию ООП ООО

При построении образовательной программы ОО исходила из следующих принципов:

  • Гуманизации— основной смысл образовательной деятельности — развитие индивидуальных и творческих способностей каждого обучающихся, гарантия и защита прав ребенка;
  • Демократизации - свобода творчества учителя, участие родителей и обучающихся в управлении образовательной деятельностью;
  • Дифференциации и индивидуализации– развитие обучающегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями, что обеспечивается широким выбором программ дополнительного образования;
  • Непрерывности и системности— связь всех уровней образования в школе, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов ООП;
  • Инновации— продолжение экспериментальной работы педагогического коллектива на основе разработки и использования новых педагогических технологий;
  • Открытости - установление разноуровневых социокультурных экономических связей ОО;
  • Принцип здорового образа жизни- формирование осознанного отношения к здоровью как к ценности, и внедрение здоровьесберегающнх технологий в образовательную деятельность.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностьюна уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и переходаот самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает спервым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
  • обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий иубеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;т.е. моральным развитием личности;
  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
  • изменением социальной ситуации развития:ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

1.1.3. Общая характеристика ООП ООО

Основная образовательная программа основного общего образования  разработана педагогическим коллективом МКОУ «Уланэргинская СОШ» с учетом типа и вида образовательного учреждения, рассмотрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом директора школы.

Программа адресована

Учащимся и родителям

•         для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОО;

•         для определения сферы ответственности за достижение результатов школы, родителей и обучающихся и их возможностей для взаимодействия

Учителям

•         для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности

Администрации

•         для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП;

•         для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.);

Учредителю и органам управления

•         для повышения объективности оценивания образовательных результатов ОО в целом;

•         для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности ОО.

 

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Уланэргинская СОШ» в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела программы: целевой, содержательный и организационный.

 

 

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе

  • программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
  • программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы.
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
  • мониторинг полноты и качества реализации основной образовательной программы основной школы.

1.1.4. Общие подходы к организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в рамках реализации Стандарта, понимаемая как образовательная деятельность, отличная от классно-урочной, организуется при получении основного общего образования как для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания образовательных программ, программ учебных предметов, курсов, так и по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно- оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно- патриотические объединения, а также в других отличных от урочной деятельности формах на добровольной основе с учетом выбора участников образовательныхотношений.

Внеурочная деятельность организуется:

в соответствии с планом внеурочной деятельности, сформированном в том числе на основе части учебного плана школы, формируемой участниками образовательныхотношений, дополнительных образовательных программ школы (внутришкольная система дополнительного образования), интеграции в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, а также городских ресурсных центров (например, научно-технического творчества), сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов, в том числе с учреждениями высшего профессионального образования, организаций дополнительного образования, дополнительного профессионального педагогического образования в целях обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;

по программам курсов внеурочной деятельности, направленных на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями Стандарта и предусматривающих тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся по соответствующим направлениям, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курсов, а также научно-методическое обеспечение оценки результатов деятельности участников образовательных отношений.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы определяет школа в соответствии с запросами и потребностями участников образовательныхотношений.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Класс

учебно -познавательных

и учебно-практических задач

 

 

Описание

Формирование и оценка умений и навыков, способствующих освоению системы знаний

— первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

— выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

— создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

— выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;

Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний

— использование знако -символических средств и логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам;

— установление аналогий и причинно-следственных связей;

— построение рассуждений, требующих от учащихся более глубокого понимания изученного или выдвижение новых для них идей, иной точки зрения;

— создание или исследование новой информации, преобразование известной информации, представление еѐ в новой форме, перенос в иной контекст и т. п.;

Учебно-практические

задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций

— принятие решения в ситуации неопределѐнности, например, выбор или разработка оптимального либо наиболее эффективного решения;

— создание объекта с заданными свойствами;

— установление закономерностей или «устранение неполадок» и т. п.;

Формирование и оценка навыка сотрудничества

— совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

Формирование и оценка навыков коммуникации

— создание письменного или устного высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объѐмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчѐта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);

Формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции

— планирование этапов выполнения работы;

— отслеживание продвижения в выполнении задания;

— соблюдение графика подготовки и предоставления материалов;

—поиск необходимых ресурсов;

— распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы.

Как правило, такого рода задания — это долгосрочные проекты с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями еѐ оценки, в ходе выполнения которых контролирующие функции учителя сведены к минимуму.

Формирование и оценка навыка рефлексии

 

— самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий;

— выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);

Формирование ценностно-смысловых установок

 

— выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях;

— аргументация (пояснение или комментарий) своей позиции или оценки;

Формирование и оценка ИКТ - компетентности обучающихся

— педагогически целесообразное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Структура настоящей программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.

В программе учитывается преемственность с Программой формирования УУД начального общего образования.

2.1.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий

C целью разработки и реализации программы развития УУД в школе создана рабочая группа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (УВР) осуществляющая деятельность в сфере формирования и реализации программы развития УУД.       

Направления деятельности рабочей группы включают:

  • разработку планируемых образовательных метапредметных результатов как для

всех обучающихся уровня, так и для групп с особыми образовательными потребностями с учетом сформированного учебного плана и используемых в образовательной организации образовательных технологий и методов обучения;

  • разработку основных подходов к обеспечению связи универсальных учебных

действий с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

  • разработку основных подходов к конструированию задач на применение

универсальных учебных действий;

  • разработку основных подходов к организации учебно-исследовательской и

проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по таким направлениям, как: исследовательское, инженерное,

  • прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление

проектов;

  • разработку основных подходов к организации учебной деятельности по

формированию и развитию ИКТ-компетенций;

  • разработку системы мер по организации взаимодействия с учебными, научными

и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

  • разработку системы мер по обеспечению условий для развития универсальных

учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

  • разработку комплекса мер по организации системы оценки деятельности

образовательной организации по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

  • разработку методики и инструментария мониторинга успешности освоения и

применения обучающимися универсальных учебных действий;

  • разработку основных подходов к созданию рабочих программ по предметам с

учетом требований развития и применения универсальных учебных действий;

  • разработку рекомендаций педагогам по конструированию уроков и иных

учебных занятий с учетом требований развития и применения УУД;

  • организацию и проведение серии семинаров с учителями, работающими на

уровне начального общего образования в целях реализации принципа преемственности в плане развития УУД;

  • организацию и проведение систематических консультаций с педагогами

предметниками по проблемам, связанным с развитием универсальных учебных действий в образовательном процессе;

  • организацию и проведение методических семинаров с педагогами

предметниками и школьными психологами (возможно привлечение заинтересованных представителей органа государственного общественного участия) по анализу и способам минимизации рисков развития УУД у учащихся уровня;

  • организацию разъяснительной/просветительской работы с родителями по

проблемам развития УУД у учащихся уровня;

  • организацию отражения результатов работы по формированию УУД учащихся

на сайте образовательной организации.

2.1.2 .Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС.

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

В соответствии с указанной целью программа развития УУД в основной школе определяет следующие задачи:

  • организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию универсальных учебных действий в основной школе;
  • реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;
  • включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
  • обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. УУД представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой возрастного развития.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество».

2.1.3. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса.

К принципам формирования УУД в основной школе относятся:

  • принцип непрерывного формирования УУД в образовательной деятельности;
  • принцип работы как с предметным, так и с междисципдинарным содержанием при формировании УУД;
  • принцип преемственности формировании УУД;
  • принцип учета специфики подросткового возраста;
  • принцип отход от понимания урока как ключевой единицы образовательной деятельности;
  • принцип акцента на нелинейность, наличие элективных компонентов, вариативность, индивидуализацию при разработке учебного плана.

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность учащегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике постепенно осуществляется переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с практическими ситуациями, которые встречаются в жизни.

Для успешной деятельности по развитию УУД предполагается проводить занятия в разнообразных формах: уроки одновозрастные и разновозрастные; занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные школы и пр., с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.

Решение задачи формирования УУД в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей (факультативов, кружков, элективов и др.).

Личностные действия.

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

  • знание моральных норм,
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
  • умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные действия.

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  • Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
  • Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
  • Саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия:

  • общеучебные,
  • смысловое чтение,
  • логические,
  • постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методовинформационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели:

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей.

Логические универсальные действия:

  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей;
  • сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия.

        Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные результаты на разных этапах обучения  в основной школе

5-6 классы - необходимый уровень

7-9 классы - необходимый уровень (для 5-6 классов - это повышенный уровень)

Повышенный уровень 7-9 классов (для 10-11 классов - это необходимый уровень)

Оценивать ситуации и поступки

Оценивать   на   основе общечеловеческих     и российских   ценностей однозначные и неоднозначные поступки.

 

Учиться разрешать моральные  противоречия

Учиться замечать и признавать   расхождение своих поступков со своими заявленными пози­циями, взглядами, мнениями.

 

Решать      моральные дилеммы   при  выборе собственных пост

Учиться оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества).

Решать      моральные дилеммы в ситуациях межличностных   отношений и преодоления конфликтов

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Объяснять оценки поступков   с   позиции общечеловеческих     и российских    гражданских ценностей

Сравнивать свои оценки с   оценками   других. Объяснять  отличия  в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. Haосновании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место

Уметь в ходе личностной     саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях  (нравственных,       гражданско-патриотических, ценностях разных групп)

Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами)

Осознавать и называть свои    стратегические цели   саморазвития   выбора

жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.)

Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в основной школе

Классы

Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

Осуществлять действия по реализации плана

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

5-6

необходимый

уровень

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при    необходимости,     исправлять ошибки самостоятельно

B диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные   критерии оценки

7-9

Необходимый

уровень

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при    необходимости,     исправлять ошибки самостоятельно

Свободно пользоваться    выработанными критериями оценки и самооценки,   исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

B ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Давать оценку своим личностным     качествам и чертам характера

7-9

Повышенный

уровень

 

10-11

Необходимый

уровень

Самостоятельно обнаруживать и формулировать   проблему  в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Планировать свою индивидуальную   образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,   исправляя   ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Уметь оценить степень      успешности своей   индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения в основной школе

Классы

Извлекать информацию.

Ориентироваться в своей

 системе знаний. Делать

предварительный отбор

источников информации

Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления

5-6

Необходимый

уровень

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (энциклопедии, справочники , электронные диски)

Анализировать, сравнивать , классифицировать и обобщать факты и явления .

 Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическое рассуждение.

Создавать модели.

Составлять тезисы, различные виды планов

Преобразовывать информацию из одного вида в другой

7-9 классы

необходимый

уровень

(для

5-6 классов –это

повышенный

уровень)

Самостоятельно

Определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач

Ориентироваться в своей системе знаний.

Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач Сопоставлять, отбирать

и проверять информацию, полученную из различных источников

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

Обобщать понятия Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

7-9 классы –

Повышенный

уровень

 (для 10-11 классов –это

необходимый

уровень)

Самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и

 

определять , какие знания необходимо приобрести для их решения.

Самостоятельно делать предварительный отбор источников информации.

Сопоставлять , отбирать и проверять информацию для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории .

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

Обобщать понятия Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и

 

выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации .

Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата

.

Коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения  в основной школе

Классы

Доносить свою позицию

до других, владея

приёмами

монологической и

диалогической речи

Понимать другие позиции (взгляды , интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды для того чтобы сделать что-то сообща

5-6

Необходимый уровень

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения ( если оно таково) и корректировать его.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли , договариваться друг с другом и т.д.)

7-9 классы -необходимый

уровень (для

5-6 классов –это

повышенный

уровень)

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения ( если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство ,факты ; гипотезы , аксиомы  теории.

Владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.

Предвидеть последствия коллективных решений.

Понимать, в чем состоит суть общения.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7-9 классы –повышенный

уровень (для 10-11 классов –это

необходимый

уровень)

При необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения).

Понимать систему взглядов и интересов человека.

Толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов , находить компромиссы.