ссылка на электронный документ "Рабочие программы по литературе": https://disk.yandex.ru/i/sYrYHrm-hk8rCw

 ссылка на электронный документ "Рабочие программы по литературе": https://disk.yandex.ru/i/Qei1EK9GAGAUNA

 

Аннотация

к рабочим программам по литературе 5-9 (ФГОС), 10-11 классы

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального  государственного стандарта общего образования на основе программы по литературе для 5-11классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение».

Учебники, реализующие рабочую программу:

1)Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

2)Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

3)Коровина В. Я.,Журавлев, В.П.,Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

4)Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

5)Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение

6)Коровина В.Я., Журавлев В.П.,Коровин В.И.,Збарский И.С.Литература.10 класс.В 2ч.Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение 7)Коровина В.Я.,ЖуравлевВ.П.,Коровин В.И.,Збарский И.С.Литература.11 класс.В 2ч.Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане:

Рабочая программа составлена из расчета:

5 класс - 105 часов (3 часа в неделю), 6 класс - 105часов (3часа в неделю), 7 класс – 70 часов (2 часа в неделю), 8 класс - 70 часов (2 часа в неделю), 9 класс - 102час. (3 часа в неделю),10 класс-105 часов(3 часа в неделю),11 класс-102 час.(3 часа в неделю) Всего-659 часов

Цель программы:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Задачи обучения:

развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • развитие памяти и внимания; развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий;
  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  • умение планировать деятельность, развитие монологической и диалогической речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

 

Изучение литературы на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:  способствовать духовному становлению личности, формированию еѐ нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Осваивая программу, ученик накапливает не только читательский багаж, но и учится понимать взаимоотношения людей.

 

Планируемые результаты обучения:

 

Предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этно-культурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Личностные результаты обучения:

.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

.формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

.формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

.освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

.развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

.формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

.формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

.осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

.развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

.умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

.умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

.смысловое чтение;

.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

.формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неѐ. – Оценивать свои и чужие поступки.

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится: Планированию пути достижения цели.

Установлению целевых приоритетов.

Оцениванию уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Ученик получит возможность научиться:

Учитывать условия выполнения учебной задачи.

Выделять альтернативные способы достижения цели.

Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы.

Осуществлять контроль.

Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

Продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь: видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, еѐ связь с другими деталями и текстом в целом;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; · участия в диалоге или дискуссии; · самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; · определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; пользования справочным аппаратом хрестоматии и др. книг.

 

Общая характеристика курса. Содержание курса Литература в средней  школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, литературоведческой и культуроведческой компетенции.

Содержание направлено на воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Приемы, используемые в обучении: чтение, анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, тестирование, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, творческих работ, сюжетно-ролевые игры.

Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: итоговое тестирование, творческая работа(сочинения разных типов), текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных  работ, сопоставительного анализа текстов.

 

 

Аннотацияк рабочей программе по литературе

10 класс

Рабочая программа по литературе составлена на основе

Примерной программы среднего ( полного) образования по литературе, обеспечивает выполнение требований Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, реализуется в УМК под редакцией Лебедева Ю.В. ( учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В 2-х частях. М.:

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

Учебного плана МКОУ « Уланэргинская СОШ» на текущий учебный год.

 

Данная программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю).

 

Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Учитель: Арылова А.С

 Рабочая программа для 11 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  • Примерной программы среднего общего образования по литературе;
  • Учебного плана МКОУ «Уланэргинская СОШ» на текущий учебный год.            

 Программа обеспечивает выполнение требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, реализуемого в УМК по литературе для 11 класса под редакцией В. П. Журавлева. Используется учебник «Русский язык и литература. Литература 11 класс»: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень). В 2ч. (О. М. Михайлов, И .О .Шайтанов,  В. А. Чалмаев и др.) под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение).

 Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач изучения:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретиколитературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач: - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы; - обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы; - формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений; - совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  Учебный план  отводит в 11 классе 99 часа (из расчета 3 часа в неделю)  для обязательного изучения учебного предмета «Литература»  на уровне среднего   общего образования.