ссылка на электронный документ "Рабочие программы по астрономии": https://disk.yandex.ru/i/l9Hy9bsfsaJjgA

 

Аннотация к рабочей программе по предмету «Астрономия»

Уровень среднего общего образования. 10 – 11классы

Программа по предмету «Астрономия» для 10-11 классов (базовый уровень) составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:

Закон «Об образовании в РФ» от 7.06.2017 № 506-ФЗ;

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089;

Примерной программы средней общеобразовательной школы и авторской программы В.М. Чаругина. М.Дрофа. 2016 год.

Преподавание предмета ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекта, в который входят:

Учебник «Астрономия. 10–11 классы»: учеб. для общеобразовательных школ./ базовый уровень / В. М. Чаругин.—М.: Просвещение, 2018;

Комплект цифровых образовательных ресурсов.

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета;

2.Содержание учебного предмета;

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Изучение астрономии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
  • приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства
  • окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики

В результате изучения физики на базовом уровне обучающийся должен знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, вне солнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии;
  • отделения ее от лженаук;
  • оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

 

Учебным планом  предусмотрен следующий объём учебных часов на изучение предмета «Астрономия» - 34 часа; 1 час в неделю,  контрольных  работ – 2; тестов – 2.