ссылка на электронный документ "Рабочие программы по информатике": https://disk.yandex.ru/i/E-sbZcq1OYhLGg

 

Аннотация к рабочей программе по информатике 7-9класс

 

Рабочая программа по информатике разработана на основе:

 

  • федерального государственного образовательного стандарта;
  • - примерной программы по учебному предмету и соответствующему УМК;

 

  • авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, соответствующей ФГОС

 

ООО, рекомендованной Министерством образования РФ; -основной образовательной программы ОУ.

 

  • ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

 

  • программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

 

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

 

Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7–9 классов

 

  • Босова Л.Л.,  Босова  А.Ю.  Информатика.  Программа  для  основной  школы  :  5–6

 

классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

 

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

 

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

 

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

 

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» · Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) .

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

 

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

 

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

 

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на активную жизненную позицию.

 

  • содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

 

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 7-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

 

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика   представлена в 6 – 9 классах - один час в неделю, всего 140 часов).

 

Планируемые результаты изучения информатики

 

Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:

 

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

 

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 

  • планировать пути достижения целей;

 

  • устанавливать целевые приоритеты;

 

  • уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;

 

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

 

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

 

Ученик получит возможность научиться:

 

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

 

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

 

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

 

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

 

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

 

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

 

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности различных сферах самостоятельной деятельности;

 

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

 

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится:

 

 

 

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

 

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

 

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

 

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

 

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

 

  • определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

 

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;

 

  • работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

 

  • способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 

  • основам коммуникативной рефлексии;

 

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

 

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

 

Ученик получит возможность научиться:

 

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

 

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

 

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

 

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;

 

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,

 

  • участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

 

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

 

  • в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

 

Познавательные результаты

 

Ученик научится:

 

  • умению выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

 

  • умению работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;

 

  • умению формулировать выводы, вести наблюдения.

 

Ученик получит возможность научиться:

 

  • умению планировать, проводить и оценивать результаты опытов (экспериментов);

 

  • умению планировать и осуществлять проекты

 

Личностные результаты

 

Ученик научится:

 

  • представлению об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

 

  • пониманию роли информационных процессов в современном мире;

 

  • владению первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

 

  • ответственному отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

 

  • развитию чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

 

Ученик получит возможность научиться:

 

  • способности увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

 

  • готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;

 

  • способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 

  • способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Предметные результаты

 

  • Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупненными разделами:

 

  • введение в информатику;

 

  • алгоритмы и начала программирования;

 

  • информационные и коммуникационные технологии.

 

Раздел 1. Введение в информатику

 

Выпускник научится:

 

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

 

  • оперировать единицами измерения количества информации;

 

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

 

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

 

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

 

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

 

  • перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

 

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

 

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

 

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования Выпускник научится:

 

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

 

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

 

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

 

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

 

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

 

  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

 

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

 

  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

 

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

 

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

 

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

 

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии Выпускник научится:

 

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

 

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

 

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

 

  • оперировать объектами файловой системы;

 

  • применять основные правила создания текстовых документов;

 

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

 

  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

 

  • работать с формулами;

 

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами;

 

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

 

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

 

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

 

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.