ссылка на электронный документ "Рабочие программы по калмыцкому языку": https://disk.yandex.ru/i/9itvABn8koRj1g

ссылка на электронный документ "Рабочие программы по калмыцкой литературе": https://disk.yandex.ru/i/43M1E7wsq5KmQQ

 ссылка на электронный документ "Рабочие программы по калмыцкому языку": https://disk.yandex.ru/i/9hMvtIktRfW6hw

 

 

Аннотация к рабочей программе

по родному (калмыцкому) языку  в 1-4 классах

Рабочая программа по калмыцкому  языку в 1-4 классах составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Конституции РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. 2.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закона Республики Калмыкия от 15.12.2014 г. №94-V-З «Об образовании в Республике Калмыкия».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Региональный (примерный) учебный план Министерства образования и науки Республики Калмыкия (приказ № 868 от 05.07.2017 г).

 5.Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 14.06.2017 г. №761 «О преподавании предметов региональной компетенции».

  1. Государственный образовательный стандарт по предметам региональной компетенции (2012г.)
    7. Учебный план МКОУ «Уланэргинская СОШ»  на 2019-2020 учебный год.

Цели обучения:

 *Учебные: формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности;

 *Образовательные: формирование у учащихся социальных умений с использованием калмыцкого языка, изучение культуры калмыцкого народа других народов нашей республики, знакомство с фольклором и детской художественной литературой, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений;

*Развивающие: развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении калмыцкого языка и расширение познавательных интересов);

*Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

 - формировать у младших школьников отношение калмыцкому языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на калмыцком языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;

- развивать на доступном уровне системные языковые представления младших школьников о калмыцком языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя лингвистический кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексикограмматических средств;

 - создавать педагогические условия для приобщения младших школьников к новому для них миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и формирования мотивации овладения новыми коммуникативно-социальными умениями;

 - воспитывать качества личности учащихся начальной школы, их нравственноценностную ориентацию, эмоциональную сферу, а также познавательные способности, мышление и творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе;

- включать младших школьников в новый для них социально-коммуникативный опыт средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки, моделирования жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и проектной деятельности;

- обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству

Обоснование выбора УМК:

Календарно- тематический план для 1 класса по калмыцкому языку ориентирован на использование следующего УМК:

  1. 1 класс. Экспериментальное учебное пособие «Уйнр» / Бакланова Г.Б., Корнусова Б. Э.,Санджи-Горяева Н.Х.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2015
  2. Рабочая тетрадь для учащихся 1 классов к учебнику «Уйнр» Бакланова Г.Б., Корнусова Б. Э.,Санджи-Горяева Н.Х.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2015

 

  1. 2 класс .Экспериментальное учебное пособие «Уйнр» / Бакланова Г.Б., Корнусова Б. Э.,Санджи-Горяева Н.Х.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2016
  2. Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов к учебнику «Уйнр» / Бакланова Г.Б., Корнусова Б. Э.,Санджи-Горяева Н.Х.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2016

 

  1. 3 класс. Экспериментальное учебное пособие «Уйнр» / Бакланова Г.Б.,

Корнусова Б. Э.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2017

  1. Рабочая тетрадь для учащихся 3 классов к учебнику «Уйнр» /Бакланова

Г.Б., Корнусова Б. Э.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2017

 

  1. 4 класс. Экспериментальное учебное пособие «Уйнр» /. Бакланова Г.Б.,

Корнусова Б. Э.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2018

  1. Рабочая тетрадь для учащихся 4 классов к учебнику «Уйнр» /Бакланова

Г.Б., Корнусова Б. Э.-Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия»,2018

 

Описание места предмета в учебном плане:

Количество часов по учебному плану МКОУ «Уланэргинская СОШ»     на 2019-2020 учебный год : 1 класс  – 99 часов (3 часа в неделю);  2-4 классы – 102 часа (3 часа в неделю).  1-4 классы /Уровень – базовый .

 

 

 

Аннотация к рабочей программе

по родному ( калмыцкому) языку и  родной (калмыцкой)  литературе в 5-11 классах

 

Рабочая программа по родному  языку в 1-9 классах, родной литературе в 5-11 классах  составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Конституции РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. 2.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закона Республики Калмыкия от 15.12.2014 г. №94-V-З «Об образовании в Республике Калмыкия».

  1. Региональный (примерный) учебный план Министерства образования и науки Республики Калмыкия (приказ № 868 от 05.07.2017 г).

 4.Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 14.06.2017 г. №761 «О преподавании предметов региональной компетенции».

  1. Государственный образовательный стандарт по предметам региональной компетенции (2012г.)
    6  Программа по калмыцкому языку ( 5-9 кл., 2008 г.) .  Программа по калмыцкой литературе  (5-11 кл., 2008 г.).  Программа по калмыцкой литературе  (8-11 кл., 2012 г.)

7.Учебный план МКОУ «Уланэргинская СОШ »  на 2019-2020 учебный год.

 

Изучение калмыцкого языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному калмыцкому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний о культурном наследии и достижениях своего народа;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных  умений и навыков, обеспечивающих свободное владение калмыцким литературным языком в разных ситуативных моментах общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о калмыцком языке, его истории и функционировании; стилистических ресурсах, основных нормах калмыцкого литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств;
  • формирование умений распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

 

            Обучение калмыцкому языку  в основной школе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компетенции на калмыцком  языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной и компенсаторной компетенций. 
            Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной.
            Расширяется спектр социокультурных знаний и умений учащихся 5 класса с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей на разных этапах основной школы .

            Расширяется спектр общеучебных и специальных учебных умений, таких, как умение пользоваться справочником учебника, двуязычным словарем.
            В контексте формирования системы личностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих на второй ступени, авторами УМК (Харчевникова Р.П., Джинцанова Е.А.) ставится задача акцентировать внимание учащихся на осознании роли калмыцкого языка как  средства межличностного и межкультурного общения; на формировании положительного отношения к калмыцкому языку, культуре калмыцкого народа.

Содержание, обеспечивающее формирование   коммуникативной компетенции

            Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и

диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки, структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли (основной и дополнительной, явной или скрытой информации); структуры принадлежности к функционально-смысловому типу.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Овладение различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым; приемами работы с учебной литературой и другими источниками информации (в том числе СМИ, Интернет).

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, краткое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров (тезисов, отзывов, конспектов, рецензий, аннотации, письма, расписки, заявления).

3.Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Наука о калмыцком языке и ее основные разделы.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Калмыцкий язык – язык калмыцкого народа со статусом государственного языка на территории Республики Калмыкия.

Калмыцкий язык – язык калмыцкой художественной литературы.

Понятие о калмыцком языке и его нормах.

Калмыцкий язык как развивающееся явление.

Основные лингвистические словари. Извлечение из них необходимой информации.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.        Соотношение звука и буквы.

           Основные орфоэпические нормы калмыцкого литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, суффикс, окончание. Основа слова.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Исконно калмыцкие и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексики ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного калмыцкого языка.

Морфология

Система частей речи в калмыцком языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы калмыцкого литературного языка.

Применение умений и знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения.

Главные и второстепенные  члены предложения и способы их выражения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

      Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и   неполные предложения.

Сложные предложения с различными видами связи. Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные .

Обращения, вводные слова и конструкции.

Способы передачи чужой речи. Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного калмыцкого литературного языка.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание; орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование   культуроведческой  компетенций

Отражение в языке культуры и истории народа

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе; объяснение их значения с помощью толковых, этимологических словарей.

Калмыцкий речевой этикет, культура межнационального общения.

 

Описание места учебного предмета.

            Предмет входит в образовательную область «Филология», закладывая основы

филологического образования и формируя  коммуникативную культуру школьника.

            Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений  отводит 68 ч

 (из расчета 2 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета

 «Родной  язык» на этапе основного  (общего) образования..

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения калмыцкого языка ученик должен знать, понимать

  • роль калмыцкого языка как национального языка калмыцкого народа, как одного из государственных языков на территории Республика Калмыкия;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы калмыцкого литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научно-публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять основную тему, мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, основную и дополнительную тему, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из разных источников (СМИ, Интернет, различного вида публикации); пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью объема (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных жанров и стилей (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств, в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность); адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения (устного и письменного) основные произносительные, лексические, грамматические и орфографические, пунктуационные нормы современного калмыцкого языка

 

Изучение родной  литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к калмыцкой литературе;
  • развитие эмоционального восприятия художественного произведения, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического, национального и общечеловеческого содержания; грамотного использования калмыцкого литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
  • формирование умений сопоставлять произведения калмыцкой и русской литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально и культурно-обусловленные различия;
  • развитие и совершенствование калмыцкой устной и письменной речи учащихся школ.

Общая характеристика учебного предмета.

            Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметом «Родной  язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной калмыцкой  речью.

            Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

            Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5 – 9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

             Курсы родной литературы в 5 –9 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко – хронологического и проблемно – тематического принципов. В 10 классе начинается линейный курс на историко – литературной основе, который будет продолжен в 11 классе.

            Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения калмыцкой  литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)

 В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2.  Калмыцкая литература 19 века.
  3.  Калмыцкая литература 20 века.
  4.  Дореволюционная литература.
  5. Обзоры.
  6. Сведения по теории и истории литературы.

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

 

Литературные произведения,

предназначенные для обязательного изучения

 

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений калмыцких поэтов и писателей. Их восприятие, анализ базируются на системе теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на формирование личности ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития калмыцкой литературы. На завершающем этапе основного общего образования усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень изучаемых произведений включает три уровня детализации учебного материала:

—        имя писателя с указанием конкретных произведений;

—        имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

— список имен писателей и минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка)

Спецификой изучения калмыцкой литературы в  образовательных учреждениях является возможность  изучать в полном  объеме или сокращении, или во фрагментах большие по объему произведения.

Калмыцкий фольклор

Устное народное творчество как часть обшей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в калмыцком фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры калмыцкого фольклора.

Калмыцкие народные сказки.

Сказания и сказки, исторические песни, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, эпос «Джангар».

Основные литературные сведения

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир калмыцкой литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Роль литературы в формировании калмыцкого языка.

Значение калмыцкой литературы.

В образовательных учреждениях отдельные большие по объему произведения калмыцких писателей изучаются во фрагментах.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные жанры.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

Описание места учебного предмета.

             Обязательное изучение родной литературы в 5-9 классах  предусматривает ресурс учебного времени в объеме 34часа, 10-11 классах 68 часов.

             Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов. Уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения литературы в основной школе.

 

             Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

  • воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений калмыцкого фольклора и творчества калмыцких писателей XIX—XX веков;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям калмыцкой литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств калмыцкого языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

 

Основное общее образование

№ п/п

Класс

Автор учебника

Наименование учебника

Год издания

Издательство

Программа

1

1

Г.Б.Бакланова,

Б.О.Корнусова

 

Уйнр

2015

Элиста/АУ РК РИА

«Калмыкия»

Программа   по развитию речи и калмыцкому языку  в 1-4  классах .

2

2

2016

3

3

2017

4

4

2018

5

5

Манджиева Е,

Хальмгкелн

2008

Элиста/ АУ РК «Издательский дом «Герел»

Программа по калмыцкому языку

/5-11 кл./

 

6

6-7

Харчевникова Р.П.

 

7

8-9

Харчевникова Р.П., Джимбиева С.Б.

8

5

ШараповаН.Н.

Торскн литератур

2008

Программа по калмыцкой литературе

/5-11 кл./

 

9

6

Манджиева Е.И.

 

 

10

7

Онтаева З.Х.,

Баринова Б.В.

11

8

Цеденова С.Н.,Коксунова Н.Б.

Хальмг утх-зокъял

2012

Программа по калмыцкой литературе

/8-11 кл./

 

12

9

Цеденова С.Н.,

Манджиева Э.Б.Г.

13

10

Цеденова С.Н.,

Овьянова В.В.

14

11

Цеденова С.Н.,

Овьянова В.В.